Главная > Псориаз > За какой грех дается псориаз

За какой грех дается псориаз

Вопрос: Ясно, что наши болезни происходят от наших грехов. А как же инфекционные болезни, они же нередко разражаются большими эпидемиями, которые могут выкашивать целые селения. Или вот болезни аутоиммунного происхождения ревматизм, красная волчанка, псориаз и другие? И в чем нравственный смысл болезней и страданий?

В любом случае грехи имеют значение в проявлении наших болезней. Если не наши, то родительские. Давайте вспомним случай с аввой Аммуном, описанный в Лавсаике.

Когда он жил уже один в Нитрийской горе, принесли к нему скованного цепями отрока, находившегося в бешенстве, которое открылось в нем от укушения бешеной собаки. От несносной боли отрок всего себя искусал до крови. Св. Аммун, видя родителей его, пришедших просить о сыне, сказал им: «Что вы меня утруждаете, требуя того, что превышает мои силы — у вас в руках готова помощь, вознаградите вдовицу, у которой вы тайно закололи вола, и отрок ваш будет здоров». Пораженные уликою, они с радостью исполнили, что было велено и по молитве Аммуна отрок стал здоров.

Выходит, что за наши греховные поступки Господь во исправление наше и наше вразумление может послать страдания нам или нашим близким.

Грехи могут воздействовать на наш организм так, что изменяется его функциональное состояние, например, изменяя иммунную реактивность и делая нас подверженными инфекционным заболеваниям. Мы заметили, например, что обращение к колдунам и экстрасенсам (биоэнергетикам) приводят к нарушениям в иммунной системе, нарушаются клеточный и гуморальный иммунитет. Из-за этих нарушений могут развиваться всевозможные инфекционные заболевания, причем такие, которые при нормальном иммунитете никогда не проявляются, хотя человек длительное время может быть носителем этой заразы. Например, до 80% и более людей являются носителями вирусов цитомегалии и герпеса, но мы практически не болеем этими болезнями. И вот на фоне нарушенного иммунитета они могут проявится и иметь тяжелейшее течение. Герпетический энцефалит, например, почти смертелен. Вот вам, пожалуйста: совершили грех обращения к колдуну (экстрасенсу) и получили удар по иммунной системе организма. А кто вас просил ходить к экстрасенсу (колдуну, магу, чародею)?

Грехи нарушают нормальную работу наших органов и систем, а многие грехи просто физически изнашивают наше тело (блуд, «спортивные» страсти, азартные игры приводят к изнашиванию многих органов и систем: сердечно-сосудистой системы, эндокринной, моче-половой, нервной, дыхательной и т. д. Это приводит к самым разнообразным болезням и страданиям. А чревоугодие: к каким только болезням оно не приводит?).

Страсти истощают физически организм и ослабляют наши духовные силы. А на этом фоне любая эпидемическая вспышка какой-либо инфекции может коснутся нас.

Но грехи и страсти приятны для нашего тела: блудник не может жить без сладострастия, курильщик — без сигареты, наркоман — без наркотика и т. д.

Но чем же страшен грех, если он нам приятен? Под приятностью скрывается личина лжи, разъедающая душу, как ржавчина железо. Мы не видим те химические процессы окисления железа, которые ржавчиной разъедают его. Но мы видим последствия этой невидимой работы — ржавчину и дыру в железе, делающие его уже не пригодным для дальнейшего употребления.

Но также мы не видим и те процессы, которые совершаются в душе под влиянием греха, но мы видим следствия этих процессов: добрый и мягкий человек под влиянием страсти гневливости и раздражительности становится злобным, вредным, придирчивым, ворчливым, вечно чем-то недовольным в коллективе и дома. Изменяется даже его внешний облик. А затем мы видим его разные болезни: стенокардия, головные боли, боли в желудке и т. д.

Мы не видим, как разъедает душу человека страсть блуда, но мы видим как бывший до того молодой человек целомудренным, обаятельным, ласковым, робким и стеснительным на людях становится развязным, циничным, глаза его становятся блудливыми, взгляд слащавым и в похоти своей как бы раздевает каждую понравившуюся ему женщину. Грех уныния способствует развитию онкологических заболеваний и т. д.

Идет невидимая глазу внутренняя, разъедающая организм — разные его органы и системы — работа, делающая нас подверженным тем или иным болезням. Грех одновременно работает и против души, и против тела. По своей воле, отдав предпочтение греху, который ограничивает силы души по отношению к телу (ибо именно душа управляет телом, его физиологией), человек подвергается процессу саморазрушения. Человек и так рождается ограниченным и несовершенным, со всевозможными телесными недостатками и пороками: «Во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50,7). А где грех, там и несовершенство. А здесь, в процессе греховной жизни мы это несовершенство не стираем, а увеличиваем.

И эта ограниченность и несовершенство в человеке от природы, явившиеся грехом родителей и прародителей, не преодолеваются нами, а увеличиваются. Отсюда развитие множества болезней, подверженность инфекциям и вовлечение в эпидемические вспышки и эпидемии.

Господь Иисус Христос дал нам заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя«. Казалось бы, на первый взгляд, Господь делает нас эгоистами: «Возлюби. самого себя«. В жизни, к сожалению, так и получается. Только против этой заповеди мы любим самого себя! Спрашивается: как это мы, должны любить самого себя, и только потом уже — ближнего, (как самого себя)? Эгоизм! Самолюбие! Отсюда и служение прежде всего себе, и любовь к близким в первую очередь направлена на себя, ибо мы любим близких своих для самих себя, мы свою любовь к ним и их любовь к нам ориентируем на себя и незаметно становимся рабами этой любви. А отсюда и многие конфликты: упреки в нелюбви, ревность, раздоры, непонимание близких и т. д.

Эгоистическая заповедь дана нам? Никак нет! В себе мы должны возлюбить прежде всего образ Божий, ибо мы все созданы по Образу и подобию Божию. Образ Божий, как и все люди, имеем и мы. И Образ Божий у нас несет не тело, ибо оно разрушаемо и уничтожаемо, а душа, ибо именно она бессмертна, неуничтожаема, неразрушаема, вечна, именно она творит наше тело и именно она тянется к первоисточнику своего бытия — Богу. Мы же, как правило, живя не духовной, а плотской жизнью, не ощущаем себя духовным, существом. О душе, как Образе Божием, мы забываем, и любим мы не Образ Божий в себе, а себя вне Образа Божия. Отсюда и конфликт нашей любви.

Все грехи, какие мы имеем, по-существу исходят от любви к себе, вопреки завету Господа «Возлюби. самого себя». Отсюда для «всех грехов общим оказывается одно: это разные формы самоутверждения себя человеком. Иными словами это различные способы увеличения приятных или, что тоже самое, уменьшения неприятных для тела и души внутренних состояний и внешних обстоятельств. Стремление к самоутверждению и поиски приятного являются признаками общими для всех грехов, признаками, по которым можно легко распознать грешны ли человеческие слова и поступки» [19].

Такая любовь слепа, она даже направлена не на себя, а против себя (вопреки заповеди Господа Иисуса Христа), и потому она разрушает наше тело. Она не созидательна, а разрушительна и потому способствует развитию многих болезней, ибо нарушает функции многих органов и систем в силу того, что она не умиротворяет нашу душу, а наоборот, расстраивает ее, возбуждает ненужными волнениями, капризами, приводит к стрессам. Не мир она несет душе, а смятение. Это смятение, волнение, стресс сказываются на функциях организма, разлаживая их деятельность и приводя к нарушениям и болезням.

Много горя и страданий приносит нам такая любовь, и много зла она творит в мире, разрывая сердца, семьи, и приводя иногда к самоубийству. Сколько убийств и самоубийств совершено на основе такой любви. Видите, любовь неправильно понятая, греховно ориентированная на себя, может явиться причиной тяжелых психических нарушений и болезней. Но это не любовь! Давайте не будем обманывать себя: это не любовь, а сильная страсть, которая есть величайший грех, источник многих страданий и болезней. Такая любовь — это духовная болезнь — страсть.

Если бы человек возлюбил в себе не плоть и плотскую душу свою, а Образ Божий, он стал бы ближе к Богу, он возлюбил бы и в других — в ближних своих — Образ Божий прежде всего и тогда бы он приобрел не страсть в любви, а мир и истинную любовь. По слову апостола .Павла: «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все показывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, языки умолкнут, и знания упразднятся.» (1 Кор., 13,4 — 8).

Но где же взять такую Любовь? В Боге! Ибо Бог есть Любовь. Живя в Боге, соединяясь с ним молитвою и Таинствами, постепенно человек, борясь со своими грехами и страстями, приобретет тихую, мирную, радующуюся жизни и людям Любовь. Вспомним как преподобный Серафим встречал людей словами — «Радость моя».

Таким образом, как видим, и любовь может быть грехом и страданием, приводящим к душевным и телесным недугам, вплоть до самоубийства и убийства.

Реакция человека на болезнь может быть разной и по этой реакции можно определить посылается ли болезнь как наказание или как вразумление.

Если человек в болезни страдает, тяготится ею, ропщет на судьбу свою, на близких, на Бога, то ясно, что для больного эта болезнь — наказание.

Я помню одну больную, которая страдала болезнью Реклингаузена — множественными доброкачественными опухолями по ходу нервных стволов (нейрофиброматоз Реклингаузена). Она впервые пришла в храм, уверенная в том, что там она непременно получит исцеление. Во время службы она сидела на теплой, даже горячей, отопительной батарее. У нее были единичные фибромы, не очень-то мешавшие ей жить и она даже работала. Храм она посетила с целью магического получения исцеления, так как у нее не было большой веры и вера ее носила характер магии: раз Бог, то Он все может и, посетив храм, она получит там исцеляющую силу. С таким же успехом она могла пойти и к колдуну, но считала, что в храме исцеляющая сила гораздо сильнее.

Но после посещения храма болезнь сразу же приобрела необычайно острое течение: у нее появились множественные нейтрофибромы на всех участках тела и даже на голове и лице. Жизнь ее стала невыносимой. Она не однократно звонила мне и горько сожалела, что пошла в храм. Ведь если бы не пошла в храм и не сидела бы на горячей батарее (от тепла опухоли действительно могут ускорять свой рост), болезнь так и протекала бы медленно и она могла бы терпимо жить. А теперь жизнь для нее превратилась в ад! Сколько горя, отчаяния, сожаления, ропота она выливала мне по телефону и невозможно было никакими средствами утешить ее! «Почему же Бог такой злой и бесчеловечный, если он послал мне такие страдания, хотя я пришла к Нему в храм за исцелением. Он же вместо исцеления послал мне невыносимые страдания»! Бедная женщина! Она требовала от Бога исцеления вместо того, чтобы признать себя грешницей и покаяться в грехах.

Но вот можем ли мы в болезнях видеть какой-то нравственный смысл? Или болезни это — наказание, кара Господня, месть Его за грехи наши?

Апостол Яков говорит: «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Ибо каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь похотью. Похоть же, зачавше, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (1, 13 — 15).

Итак, из этих слов апостола Якова видно, что не Бог искушает человека злом (грехом), а сам человек искушается им и за это получает смерть, а смерти как известно, предшествуют болезнь и страдания.

И апостол Павел в послании к римлянам говорит: «Возмездие за грех смерть» (6, 23)

«Таким образом, не бесконечно милостивый Бог наказывает человека разнообразными бедами, а человек карает сам себя плодами своего же поведения, лишая себя Источника всякого блага. И как упрекнуть Бога в том, что Он не делает для нас то, что хотелось бы нам, если мы не делаем то, что угодно Ему?» [20] Уже в самом грехе заложено наказание, страдание, болезнь, смерть, ибо «грехом вошла в мир смерть». Сам согрешающий обрекает себя на страдания и болезнь: пусть они проявятся не сразу, порой через долгое время, но проявиться.

Это — одно значение греха в развитии наших болезней: мы, греша, сами себя наказываем болезнью и страданием за грех.

Но вот апостол Павел говорит: «Господь, кого любит наказывает. Если вы терпите наказания, то Бог поступает с Вами как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр., 12, 6- 7).

Итак, и Господь может наказать нас за грехи наши, и в том числе болезнями. Но это наказание во исцеление души и в прощение грехов. Хорошо, если мы осознаем цену этого наказания и без ропота, но с любовью к Богу примем его как должное. Плохо, если мы не осознаем ни грех, ни наказание за него и оставим грех незамеченным, тем более, если начнем оправдывать свой грех любыми внешними и внутренними обстоятельствами. Нераскаянный грех — пища демона, осознанный и раскаянный грех — нам во спасение.

«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостию, а печалью, но после наученный чрез него доставляет мирный плод праведника» (Евр., 12, 11).

Когда человек осознает истинный смысл своей болезни, посланной ему как наказание, наученному чрез это наказание, вразумленному, к нему приходит истинное покаяние. Мне приходится служить в больничном храме, где лечат тяжелейшие недуги хирургическим путем. В нашем больничном храме люди, осознавая свои грехи, впервые в жизни исповедуются, и причащаются и так, чрез страдания и болезни, находят Бога и остаются с ним. Сколько слез радости и благодарности Богу за посещение Им их страждущих душ и наставления этим на путь истины пришлось мне видеть! Многие и многие люди в своей болезни и страдании осознали греховность своей жизни и этим обрели Бога, мир и покой.

Эта болезнь им во исправление или научение, ибо они ищут причины болезни в мире духовном и силы духовные для преодоления болезни.

В духовном плане есть другие причины болезней, развивающиеся у человека не по грехам его.

В Евангелии от Иоанна мы читаем: «И проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он, или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божий.«

Но для людей неверующих, маловерующих или людей иной веры эти причины покажутся странными, непонятными или даже кощунственными и страшными. Но не будем удивляться этому, ибо мы ведь знаем, что христианство, по слову апостола Павла, не от мира сего и не сообразуется с миром и веком сим. Христианство, наоборот, призвано поднимать мир сей на высоту небесную, божественную. Поэтому не будем смущаться мнением неверующих или иноверных.

Вот оказывается Промыслом Божиим человек сей, слепой от рождения, не был наказан ни за грехи родителей, ни за свои грехи, но родился слепым, чтобы на нем была явлена Слава Божия для укрепления веры не только апостолов и других людей, свидетелей чуда его исцеления Иисусом Христом, но и для всех последующих поколений христиан, и нас в том числе.

Блаженны люди те, кои явились в мир пусть и с болезнями и страданиями, но для явления в мире Славы Божией. Ибо они являются для нас примером веры в силу Божию, исцеляющую все болезни, а пред Богом они — избранники Божии, которых избрал сам Господь Бог для явления своей Славы. И, безусловно, такими избранниками могут быть только чистые сердцем.

Другим примером подобного избранничества является святая праведная Матрона, уже почти наша современница, родившаяся слепой в 1881 году в селе Себено Тульской области, умершая 2 мая 1952 года и похороненная в Москве на Даниловском кладбище, а ныне причисленная к лику святых. Необыкновенные знамения сопровождали уже крещение девочки. Когда священник окунул ее в купель, пошел аромат по всей сторожке церковной (где ее крестили). Священник, крестивший ее, сказал тогда: «Эта девочка — дарованная от Господа. Она будет праведницей». И действительно, особое избранничество Матроны проявилось уже в младенчестве. Бывало, мать запеленает дочку и уложит спать, проснется ночью, а ребенок сидит в иконном углу на лавке и играет, по-своему разговаривая с иконами. Еще в детстве у нее проявился дар духовного рассуждения и прозорливости и уже тогда к ней стали приходить люди за советом, а потом и за исцелением.

В страшное время она жила. На Руси, тяжкое время гонений безбожных сатанинских большевистских властей на Церковь Христову уничтожался уклад Православной жизни, русский народ оставался почти без пастырей и храмов. По милосердию Своему Господь в помощь людям воздвигал подвижников и людей Божиих. Вот такой подвижницей, дарованной Православным людям, и была святая Матрона, родившаяся слепой, но с богатыми дарованиями духовными. И по сей день многие и многие люди со всей России идут к раке с ее мощами поклониться ей и попросить ее молитв пред Господом Богом. И получают утешения, вразумление и нередко исцеляются от своих болезней.

Эти строки были написаны еще до канонизации блаж. Матроны как святой, последовавшей 2 мая 1999 г. А в 2000 году мы освятили больничный храм при НИИ Наркологии МЗ РФ во имя святой праведной Матери нашей Матроны Московской. Многие московские наркоманы избрали ее своей целительницей и ходатаицей за них к Богу. Поэтому этот храм в Научно-лечебном центре Наркологии и посвящается ей — святой праведной Матроне Московской.

По материалам www.wco.ru

Кармические болезни отличны от случайных недугов тем, что посланы из-за ошибок жизни, а именно из-за отрицательных поступков в свой или чужой адрес.

Хронические недуги типа псориаз, кармические причины которого многим непонятны, — следствие серьезных проступков прошлой жизни или долгого нежелания изменяться. Данная кожная болезнь не считается инфекцией, поэтому ее относят к классическим кармическим недугам и лечат комплексно у кармапсихолога.

Каждая болезнь является формой кармической отработки, которая принуждает человека работать над своими ошибками, самосовершенствоваться. Некоторые кармические наказания связаны просто с ментальной сферой или неудачами по жизни, но бывает, что затронута и сфера здоровья.

Именно через псориаз человек выражает свои собственные грехи, поэтому медикаментозное лечение обычно не помогает больному. Обычно псориаз является выражением индивидуальной кармы, потому что связан с личным отношением к миру и к себе, но иногда причиной может стать плохая карма семьи или целого рода, коллективная карма.

Псориаз выражается у разных людей в любом возрасте через сильный зуд и неэстетичные чешуйки на разных частях тела.

Сама суть проблемы заключена в искажении кожного покрова, ибо других неприятных симптомов нет. Как известно, кожа защищает человека и обеспечивает его взаимодействие с окружающей средой. Следовательно, у личности с активным псориазом есть какие-то трудности в общении с миром или она неправильно установила свои границы безопасности.

Давайте же разберем когда и при каких обстоятельствах это происходит и приводит к поражению кожи.

Коллективная карма

В ходе коллективной кармы псориаз появляется, потому человек растет в достаточно унифицированном и авторитарном обществе, где не признают инаковых и любых представителей меньшинств.

Не желая казаться белой вороной и страдая от непонимания своего окружения, люди часто заболевают псориазом, потому хотят измениться, в буквальном смысле сменить свою кожу (а на самом деле, конечно, душу и разум), чтобы стать как все и удовлетвориться одобрением общества.

Семейная и родовая карма

Примерно так же работает эта схема в семейной и родовой карме. Если человеку родители с детства внушали, что он странный, отличный от остальных, и поэтому у него были проблемы в социализации и саморазвитии, чувство дискомфорта приведёт к развитию псориаза.

Бывает и так, что кожный недуг выступает условным наследственным заболеванием, если весь род порицался обществом и исключался из активной социальной жизни (как бывает с семьями ведьм).

Также не исключается ситуация, что одного из близких членов семьи выкинули из рода, постарались забыть, но его кармический долг перешел на потомка и отрабатывается псориазом.

Личная карма

В рамках личной кармы человек сталкивается с тем, что постоянно ощущал отчуждение и игнорировался обществом в прошлых жизнях. Не исключено, что это вовсе и не соответствовало действительности, но неуверенность в себе сделала свое дело и теперь индивид вынужден нести наказание за такую неправильную поведенческую стратегию.

Также псориаз является последствием постоянного сплетничества в прошлом воплощении, когда человек хотел “почесать языком”, обругать кого-то, рассорить, возможно, даже в рамках своей семьи.

Кожа человека отражает его способности по оценке самого себя перед миром. Чтобы понять это, нужно просто описать свою больную кожу разными эпитетами, и сравнить с сказанное с мыслями о себе. Таким образом, псориаз является сигналом о желании смены личности. Индивиду кажется, что он не признан, не воспринят всерьез кем-то из своего окружения, и ему уже не хочется мириться со своей такой непопулярной сущностью.

Интересно, что больные псориазом часто являются очень брезгливыми людьми. Многие думают, что данное качество — последствие недуга, но бывает и наоборот.

Чувство брезгливости в той или иной степени отражает презрение к миру, ненависть к обществу. Это и есть ответная реакция человека на безразличие и игнор, которые предъявляет окружение, по версии самой личности.

Не многие также задумываются, что псориаз — кармическая болезнь мазохистов. Дело в том, что некоторые люди любят брать на себя функционал кармы и наказывают себя за разные ошибки и проступки. Так формируется постоянная внутренняя система угрызений совести, комплекса бесконечной вины, переживания.

Отражением такой жажды самонаказания и является псориаз. В то же время болезнь признана сообщить человеку, что он должен перестать себя слишком контролировать, ему надо отпустить ситуацию и расслабиться.

Некоторые специалисты по кармическим болезням обобщают все ситуации возникновения псориаза как стресс. В таком диагнозе есть свои логика, поскольку негативные (впрочем, как и неоправданно позитивные) эмоции способствуют накоплению в организме токсинов, вызывающих кожную болезнь. Поэтому злой, боязливый, ревностный, несостоятельный, одинокий человек должен проводить огромную работу по восстановлению своего самочувствия, как ментального, так и физического.

Есть версия, что истоки псориаза кроются в раздражении на жизнь, неугодные обстоятельства.

  • На голове эта болезнь свидетельствует о недооцененности в обществе.
  • На руках — об игнорировании воли и желаний.
  • На ногах — о раздражении на нежелаемые итоги действий.
  • На спине — о повышенной ответственности, решении чужих трудностей.

Лечение псориаза как кармической болезни предполагает работу над своим комплексом неполноценности. Человек обязан полюбить себя, начать себя баловать и уважать, верить в свои успехи и таланты, не стесняться собственных фобий и недостатков. Иными словами, надо принять и понять себя, признать свою личность и ее право на полноценную жизнь в обществе.

Как только субъект перестанет стыдится самого себя и бояться, что его отвергнут из-за инаковости, псориаз пройдет.

Кроме того, очень важно изменить свое отношение к общественному мнению, надо ориентироваться на внутренние показатели, а не на внешний фактор. Человек не должен соглашаться с чужими мнениями слишком легко, потому что самоотвержение сущности ведет к разрушению целостной личности.

В итоге с каждым разом чувствительность становится всё больше и больше, индивид обижается на каждую мелочь, страдает из-за этого и болезнь ухудшается. Стоит только сформировать внутри собственную систему оценок себя и мира, и псориаз проходит.

Очень важно полюбить не только себя, но окружающий мир. Лучше отказаться от позиции, что всё вокруг осуждают и критикуют, страх быть обиженным всегда порождает обиду еще заранее до случившегося.

Для излечения псориаз полезно обращаться к позитивным аффирмациям. Человек должен утверждать, что он открыт жизни, что он оптимист и умеет воспринимать радости, к тому же он заслуживает их. Нужно почаще говорить себе, что о любви и одобрении собственной личности.

Если человек считает, что псориаз — это его наказание, очень важно отучить его от роли судьи, показать ему, что он умеет быть мягким и добрым. Подобные личности обязаны обращать внимание на свои сердечные положительные поступки в жизни, хвалить себя за них.

Псориаз, кармические причины которого сводятся с низкой самооценке, выступает свидетельством психологических проблем человека. Нужно стать любящим, вдохновленным индивидом, но не эгоистом, а помогающим обществу.

Сначала следует отыскать гармонию в себе, и тогда ее можно будет увидеть и в мире. В конце концов, если нелюбовь к собственной натуре так велика, всегда можно начать делать что-то полезное, что способствует осознанию своей хорошести. Чтобы перестать ощущать себя отвергнутом, следует лишь первым с искренной заинтересованностью сделать шаг навстречу обществу.

По материалам ezoterika.ru

Духовные причины псориаза

Одной из серьезных проблем здоровья человека является псориаз. Люди, болеющие псориазом, знают, что это не просто диагноз, а, практически, образ жизни, т.к. такое заболевание накладывает отпечаток на всю жизнедеятельность человека. А в периоды обострений больной псориазом просто не находит себе места от тех страданий, которые причиняет эта болезнь. Причем как физических, так и моральных.

Что такое псориаз?
Псориаз — это заболевание человека, название которого происходит от греческого слова «псора», обозначающего «зуд». Псориаз или «зуд» принято рассматривать только в физиологическом аспекте, как физическое понятие, но следует отметить, что «зуд» может иметь психологические корни.

Учитывая то, что причины псориаза официальной медициной до конца не установлены, то и лечение псориаза, чаще всего, назначается только симптоматическое, приносящее лишь временное облегчение больному. А ведь от того, известны ли причины заболевания, зависит и успех лечения и его конечный результат. Так может, причины псориаза кроются все-таки не в физической сущности человека — теле, а в более глубоких, невидимых глазу источниках: в душе и разуме человека?

Любая болезнь — это, прежде всего, знак Свыше, говорящий о том, что человек нарушает Божественные законы и заповеди, не видит цели своего бытия или не исполняет их и т.д. И для того, чтобы избавиться от любого заболевания, нужно заглянуть в невидимые разум и душу человека, найти причины болезни в мировоззрении, изменить его и получить долгожданное исцеление Свыше. Примечательно, что дети до 14 лет болеют из-за внутренних причин своих родителей.

Причины псориаза
Любое кожное заболевание имеет в своей основе такую духовную причину как раздражительность, особенностью которой в данной группе заболеваний является скрытость этого раздражения, т.е. испытывая его, человек не дает выхода эмоциям и они начинают «проявляться» на его коже. Если такие изменения и раздражения видны на коже, то что же тогда происходит внутри? То же самое раздражение, подавленное недовольство, только многократно умноженное. И для того, чтобы не иметь таких «знаков» на коже, нужно не давать им зреть внутри.

Духовной причиной псориаза является раздражение на жизненные обстоятельства, на тот образ жизни, который человек вынужден вести в результате этих обстоятельств. Подобное раздражение может преследовать человека день ото дня, каждую минуту его существования, не давать спокойно радоваться жизни (как и псориаз в моменты обострений).

Свое начало это раздражение «на жизнь» берет из представлений человека о том, какой жизнью он хотел бы жить, в каких условиях, в каком социальном положении и т.д., но при этом его представления об идеальной жизни не состыкуются с реальностью, а потому вызывают сильнейшие внутренние противоречия.

Человек ни при каких обстоятельствах не желает мириться с действительностью, осуждает ее и окружающих людей, раздражается на Бога за то, что Он, якобы, дал человеку совсем не то, что ему действительно нужно, сетует, злится и спорит, спорит, спорит… Постоянное недовольство делает человека замкнутым, обидчивым, мнительным, накапливается внутри и рано или поздно выходит наружу в виде псориаза.

Если резюмировать все внутренние конфликты, провоцирующие псориаз, то можно сказать, что духовной причиной псориаза является скрытое раздражение на жизнь в целом, противоречие между представлениями человека об идеальной жизни и реальностью, в которой он живет.

Неправедность такого мировоззрения в том, что, как это ни странно, окружающие о такой помощи человека и не просят, он сам, по собственной инициативе берет эту ответственность на себя.
И так далее. Специфика проявлений псориаза зависит от индивидуальных особенностей человека, его внутренних проблем и жизненных ситуаций. Это лишь некоторые примеры, позволяющие увидеть мировоззрение больного псориазом.

Лечение псориаза
«Несмотря на большое количество современных препаратов, которые существуют на сегодняшний день, полностью вылечиться от этого кожного заболевания нельзя». Это цитата с одного из медицинских сайтов, из материала о лечении псориаза.
И действительно, если рассматривать псориаз отдельно от его духовных причин, то вылечить его нельзя. А вот если обратить пристальное внимание на духовные причины псориаза, узнать их, осознать и изменить собственное мировоззрение, то исцеление не заставит себя долго ждать.
Когда человек осознает и признает, что причины его болезни кроются в его мышлении, в его отношении к жизни, тогда у него возникает вопрос — как и в какую сторону меняться? Ведь очень сложно взять и не раздражаться, т.к. раздражение — это только форма проявления внутреннего недовольства, обнажающая более глубокую проблему — незнание Божественного Мироустройства, непонимание целей жизни-бытия и неисполнение их.

Если человек не знает предназначения, данного ему Свыше, то он не может себя найти, свое место в жизни, не знает, как сделать так, чтобы жизнь приносила радость и удовлетворение, а не раздражение и неприятие. А надо лишь поменять свое отношение к жизни, к окружающим, к самому себе. Учиться радоваться тому, что имеешь и благодарить за это Бога, а не выискивать ежедневно то, что «не так» и «не по мне». Восприятие жизни как дара, а не наказания Свыше, приятие Воли Бога, видение в ней пользы для себя и проявлений Его Любви — вот прямая дорога к исцелению. Устранение же духовной причины заболевания и форм ее проявления — дело времени, веры и стремления к совершенству, к общению с Богом и пониманию Его Воли.

Профилактика псориаза
Учитывая то, что духовной причиной псориаза является внутреннее, скрытое раздражение, то основной профилактикой может быть стремление к своевременному освобождению от раздражения, не накоплению его, а осознанию и устранению.
Возникло раздражение — нужно сразу обратить на него внимание, не «зажимать» его, а обсудить с окружающими и с Богом в приемлемой, спокойной форме, попросить помощи в избавлении от раздражения, научиться пониманию и приятию.
А главное — не нужно ничего идеализировать, нужно стараться быть гибче, мягче, не завышать собственные требования, уметь радоваться тому, что имеешь, быть благодарным за это и осознавать, что Бог дает нам ровно столько, сколько действительно необходимо для счастья «здесь и сейчас», а если чего-то не дает, то, возможно, нам это не нужно сейчас и надо просто отпустить на Его Волю свои пожелания — с верой и терпением.

Это и есть лучшая профилактика, т.к. ничто так не оздоравливает, как чистота помыслов и позитивное восприятие

По материалам www.liveinternet.ru

УДК 616.5 Диак. Олег Терлецкий, свящ. Григорий Григорьев*

* Терлецкий Олег Васильевич – диакон, кандидат медицинских наук, консультант Международного института резервных возможностей человека, docterl@yandex.ru; Григорьев Григорий Игоревич – священник, доктор медицинских наук, доктор богословия, профессор, заведующий кафедрой психологии, декан факультета психологии и философии человека РХГА, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, grigorijgi@hotmail.com.

В статье рассматриваются мало исследованные вопросы: 1) в каких случаях в Библии говорится о проказе или о псориазе?; 2) какая болезнь, проказа или псориаз, стали причиной приобретения человечеством первой иконы Христа – Нерукотворного Образа? В настоящее время, эти вопросы получают свое отражение в медицинской науке при проведении духовно ориентированной терапии больным псориазом и духовно ориентированной психотерапии патологических зависимостей.

Ключевые слова: Библия, проказа, псориаз.

The article discusses little studied: 1) cases in which the Bible says about leprosy or psoriasis?; 2) what kind of disease, leprosy or psoriasis, caused acquisition mankind first icons of Christ — Holy Face? Currently, these issues receive reflected in medical science during the spiritually oriented therapy in patients with psoriasis and spiritually oriented psychotherapy pathological dependency.

Учение о псориазе имеет многовековую историю. Бросающиеся в глаза его проявления являлись предметом наблюдений еще на самой ранней стадии изучения кожных заболеваний. Из-за путаницы в терминах вплоть до середины XIX в. псориаз фигурировал в медицинской литературе под самыми различными названиями. В средневековье эту незаразную болезнь называли «императорской» или «розой дьявола» с острыми и болезненными шипами. Можно лишь предполагать, что в вавилонской и ассирийской медицине для обозначения псориаза использовался термин «quliptu» или «garabu», в Древней Греции – «alphos», «lepra» или «psora». Во времена Гиппократа, прославленного древнегреческого врача, псориаз был известен под названием «lepra» и «psora» (по-гречески psora – чесотка, парша) [1, с. 4; 5, c. 13; 6, с. 14].

Псориаз относится к тем хроническим заболеваниям кожи, для которых не имеет значения сословный или социальный статус заболевшего. Неизлечимым недугом, как считает современная медицинская наука, болели многие известные люди, в том числе Иосиф Сталин, Уинстон Черчилль, Джон Рокфеллер. В 30-е гг. прошлого века Уинстон Черчилль, много лет страдавший псориазом, от отчаяния предложил поставить памятник из чистого золота человеку, который разгадает тайну этого заболевания.

Основатель могущественной финансовой группы Джон Рокфеллер-старший тоже внес свою лепту в изучение псориаза. Болезнь настолько измучила нефтяного магната, что он даже учредил свою премию, практически равную по размеру Нобелевской, для тех, кто разработает препарат, полностью исцеляющий от псориаза. Американский Национальный фонд псориаза обещает врачу, избавившему человечество от этого монстра, премию, также сопоставимую с Нобелевской. Фонд финансируется богатыми семьями, в которых псориаз является наследственной болезнью, и не скупится на исследования. К сожалению, премия до сих пор не вручена. Ученые всего мира вот уже много десятилетий продолжают биться над этой проблемой, но эффективных результатов пока нет [8, с. 5–6].

Цель исследования – изучить Священное Писание, и попытаться понять в каких случаях описывается проказа или псориаз.

Задача исследования – использовать в практической врачебной работе, при проведении духовно ориентированной терапии, полученные знания.

Разделяя идею о необходимости обращения к триединству плоти, души и духа человека [4, с. 92–94] при лечении псориаза, ради успеха исцеления, имеет смысл рассмотреть свидетельства Священного Писания об исследуемом в этой работе заболевании.

Библия (Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета) – это Священная Книга не только христиан, но и других религий. Она состоит из Ветхого и Нового Заветов, ядром которого является Евангелие. Большинство книг Ветхого Завета были написаны на иврите, за исключением нескольких поздних книг, написанных на арамейском. Книги Нового Завета были написаны на диалекте греческого койне.

Слово Библия происходит от греческого слова biblia, означающего книги (в множественном числе), а оно в свою очередь от byblos – папирус. Библия состоит из отдельных произведений, написанных разными авторами в разное время на протяжении 16 столетий. Эти произведения так и называются «книги», например: «книги Нового Завета» или «книги Ветхого Завета» и дошли до нас только в переводах и списках.

Состав книг Библии (Библейский Канон) складывался постепенно. Книги Ветхого Завета создавались на протяжении значительного промежутка времени: с XIII в. до н. э. до IV в. до н. э. Считается, что канонические («богодухновенные») книги Ветхого Завета были собраны воедино книжником Ездрой, жившим приблизительно за 450 лет до н. э., а оба Завета были впервые сведены в каноническую форму на соборе, который состоялся в Карфагене в 397 г. (по другим источникам, Лаодикийским собором 363 г.). Православные христиане, говоря о Библии, часто употребляют термин Писание (обязательно с большой буквы) или же Священное Писание, являющееся частью Священного Предания Церкви. Этот факт подчеркивает важность правильного понимания библейских текстов. Заявленная протестантами самодостаточность Писания («Sola Scriptura»), порождает множество противоречащих друг другу толкований Библии, лишающих священные тексты их подлинного смысла.

Например, в Священном Писании слово псориаз не упоминается ни разу, зато часто встречается проказа. Проказа (по-гречески – лепра, болезнь Хансена, хансеноз, хансениаз; устаревшие названия – проказа, elephantiasis graecorum, lepra arabum, satyriasis, lepra orientalis, Финикийская болезнь, скорбная болезнь, крымка, ленивая смерть, болезнь Святого Лазаря и др.) – хроническое инфекционное заболевание, протекающее в виде хронического гранулематоза, вызываемое микобактериями (Mycobacterium Lepre), с преимущественным поражением кожи, слизистых оболочек, периферической НС, иногда передней камеры глаза, верхних дыхательных путей выше гортани, яичек, а также кистей и стоп. Возбудитель лепры (Mycobacterium leprae) был открыт в 1871 г. в Норвегии Хансеном Г. А. Он работал в госпитале Святого Йоргеса (основан в XV в.) в Бергене. Сейчас это музей, возможно лучше всего сохранившийся лепрозорий в Северной Европе. Инкубационный период обычно составляет 3–5 лет, но может колебаться от шести месяцев до нескольких десятилетий. Различают: лепроматозный тип (наиболее тяжелая и заразная форма лепры), туберкулоидный тип (наиболее благоприятная форма лепры) и пограничные (промежуточные) группы (сочетают признаки обоих полярных типов) [7, с. 190].

Отождествление проказы (о которой говорится в Библии) с известной ныне под этим названием лепрой (которая сопровождается параличами, язвами, самоампутациями конечностей, а также приводит к обезображиванию лица, поражению глаз, желудка, рта и гортани) издавна ставилось под сомнение. Известно, правда, что течение болезни спустя столетия может меняться. Исследователи предполагают также, что библейское понятие проказы могло включать и другие заболевания, которые в настоящее время рассматриваются как самостоятельные и к которым могла принадлежать лепра. С другой стороны, в некоторых случаях под проказой в Библии подразумевается псориаз (psoriasis vulgaris). Греческое слово лепра в Септуаги?нте (лат. Interpretatio Septuaginta Seniorum – «перевод семидесяти старцев») – собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III–II вв. до н. э. в Александрии. Часто обозначается как LXX (число «семьдесят», записанное римскими цифрами) [7, с. 190] и в Новом Завете было переведено как проказа. В греческой медицине слово проказа означало, прежде всего, псориаз, симптомы которого во многом совпадают с симптомами проказы. Из-за этой путаницы в терминах, к сожалению, до сих пор непонятно, какая болезнь, проказа или псориаз, стали причиной приобретения человечеством первой иконы Христа – Нерукотворного Образа.

Спас Нерукотворный. Первая половина ХIV века. Госдарственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Епископ Иларион (Алфеев), в своей книге «Таинство веры: Введение в православное догматическое богословие» рассказал нам о князе Авгаре и приобретении Нерукотворного образа Христа, связанного с ним. Он пишет: «Согласно преданию, первая икона Христа появилась при Его жизни. Эдесский князь Авгарь, больной проказой, послал своего слугу к Спасителю с просьбой прийти и исцелить его. На тот случай, если Христос не сможет прийти, Авгарь просил слугу написать Его портрет и принести ему (слуга был живописцем). Получив письмо князя, Христос взял чистый белый плат, умыл лицо и вытер его платом, на котором появилось изображение Его лика. Нерукотворный образ Христа в течение многих веков хранился в Эдессе: о нем упоминают Евагрий в “Церковной истории” (VI в.), преподобный Иоанн Дамаскин (VII в.) и отцы VII Вселенского Собора. В 944 г. Нерукотворный образ был торжественно перенесен в Константинополь. В честь этого события император Константин VII составил похвальное слово и установил ежегодное празднование 16 августа, которое совершается и поныне. Во время разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 г. образ был, вероятно, утрачен, так как никаких упоминаний о его местонахождении после этого времени нет. (Знаменитая Туринская плащаница не может быть отождествлена с эдесским образом, так как ее происхождение другое: на ней отпечаталось изображение тела Христа, лежащего во гробе)» [1, с. 138].

При псориазе на теле больного появляются красноватые узелки, пятна и бляшки, покрытые серебристо-белыми чешуйками. Эти пятна и бляшки быстро, подобно проказе, покрывают все тело (Числ 12:10; 4 Цар 5:27; 2 Пар 26:19), но чаще, увеличиваясь, медленно разрастаются. Увеличение площади поражения может происходить и в результате появления новых узелков и пятен (Лев 13:8, 22, 27). В случае, когда высыпания поражают все тело больного (Лев 13:12), врачи говорят об эритродермии. Болезнь носит ярко выраженный хронический характер (4 Цар 15:5). Первые проявления заболевания обычно бывают внезапными и ярко выраженными (Числ 12:10; 4 Цар 5:27; 2 Пар 26:19); иногда болезнь провоцируется повреждением кожи нарывом или ожогом (Лев 13:18–19, 24). Такое поведение характерно для псориаза, его активного (прогрессирующего) периода и укладывается в понятие симптома Кебнера или изоморфной реакции раздражения. О причинах заболевания в Библии ничего не сказано, кроме того что угрозы заражения не существует. Однако нередко болезнь может проявиться у нескольких членов семьи, что указывает на ее наследственный характер (2 Цар 3:29; 4 Цар 5:27); однако он проявляется не всегда. Болеют как мужчины, так и женщины. Заболевание может появиться на коже, а также слизистых, где угодно, в том числе на голове, однако волосы при этом не выпадают. Но, к сожалению, мы можем только предполагать, где в Библии говорится о проказе, а где о псориазе.

В Пятикнижии Моисея (по-еврейски называется Тора, т. е. Закон), в 13-й главе книги Левит, даны подробные предписания Господа Моисею и Аарону, которых необходимо придерживаться при установлении диагноза проказы (Лев 13:1–46). Чтобы отличить проказу от других кожных заболеваний, необходимо наблюдать за больным в течение 7 (Лев 13:21, 26) – 14 дней (Лев 13:4–6, 31–34). Подозрения на заболевание проказой возникают при появлении опухоли, сыпи или белых пятен на коже. Проказа может развиться из нарывов (Лев 13:18) или ожогов (Лев 13:24, 25). Иногда она может сразу поразить все тело больного (Числ 12:10; 4 Цар 5:27).

Симптомы проказы: пятно на теле кажется «углубленным в кожу» (Лев 13:3, 20, 25, 30), волосы на теле становятся белыми (Лев 13:3, 10, 20, 25), на голове и бороде они истончаются и приобретают золотисто-желтый оттенок (Лев 13:30). Если пораженными оказываются большие участки кожи, то это верный признак проказы: в этом случае нет необходимости наблюдать за цветом волос (Лев 13:36). Иногда на пораженных местах проступает «живое мясо» (Лев 13:10, 14–16), но эта рана, однако, может затянуться (Лев 13:16). Цвет сыпи при проказе может быть белым или красновато-белым (Лев 13:10, 16, 17, 19, 24, 42, 43); когда сыпью покрывались большие участки тела или все тело, то говорили, что человек покрылся проказой, «как снегом» (Исх 4:6; Числ 12:10; 4 Цар 5:27; Лев 13:13). Точных данных о количестве заболевших проказой в Библии нет; иногда сообщается, что прокаженных было «много» (Лк 4:27). В (2 Цар 3:29; 4 Цар 5:27) говорится, что проказа может быть наследственной (болезнь по воле Бога). Нигде, однако, не сказано о более серьезном, угрожающем жизни прогнозе этой болезни. В (Лев 13:46; 14:3) утверждается, что от проказы можно излечиться (Лев 13:46; 14:3), однако сведений об оказании врачебной помощи таким больным нет. Подробно рассказано лишь о внезапном выздоровлении Мариам по молитве Моисея (Числ 12:13), а также Неемана Сириянина по слову Елисея (4 Цар 5:14), прокаженных по слову Иисуса (Мк 1:40–42; Мф 8:2–3; Лк 5:12, 13; 17:12–19) или Его учеников (Мф 10:8). Нигде в Библии не говорится о боязни здоровых людей заразиться от больных. Прокаженный военачальник Нееман остается на службе, общается со своей семьей, имеет доступ к царю и разъезжает с большой свитой (4 Цар 5:1, 4–6, 9, 11, 13).

Исцеление Неемана Сириянина по слову пророка Елисея (4Цар 5:14)

Учитывая описанную в Библии клиническую картину: «…и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом» (Числ 12:10), будучи врачами, один из которых дерматолог, считаем, что Мариам и Нееман Сириянин болели псориазом, и своего слугу Гиезия пророк Елисей наказал, передающимся по наследству псориазом, потому, что сказано: «Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него [белый] от проказы, как снег» (4Цар 5:27). Также думаем, что речь идет о псориазе в том случае, когда перед тем, как отправить Моисея с Аароном к старейшинам сынов Израилевых, Господь показывает Моисею чудеса: «Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег» (Исх 4:6).

В настоящее время медицинской науке достоверно известно, что псориаз является наследственным заболеванием, а проказа – инфекционным, но не наследственным. Высыпания при псориазе, как правило, покрыты серебристо-белыми чешуйками, которые по внешнему виду вполне сравнимы со «снегом». При проказе высыпания похожие на снег совершенно не характерны. Поэтому, можно предположить, что кода в Библии высыпания на коже человека сравниваются со «снегом», речь идет все же о псориазе.

Что же делать, чтобы исцелиться от проказы или псориаза? Считаем, что ответ найдем в книге Второзаконие, где говорится: «Смотри, в язве проказы тщательно соблюдай и исполняй весь [закон], которому научат вас священники левиты; тщательно исполняйте, что я повелел им; помни, что Господь Бог твой сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта» (Втор 24:8, 9).

В Евангелии от Луки описываются события в Назарете, где слова Иисуса Христа у всех присутствовавших в синагоге вызвали ярость. Господь сказал им: «много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» (Лк 4:27). «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лк 4:28–30). Почему именно после приведенного Спасителем примера исцеления Неемана Сириянина от проказы последовала такая реакция? Представляется потому, что иудеи в Его словах услышали серьезное и обидное обвинение, обличающее их в неверии.

Стало быть, Спаситель, спустя несколько столетий после описываемых событий, привел в пример чудесную веру языческого военачальника Неемана всем тем, кто заявляет, что служит Богу. Этим примером Он показал, что Бог прошел мимо многих прокаженных в Израиле, потому что неверие закрыло для них дверь благодати. По этому поводу профессор Лопухин А.П. пишет: «Увлечение речью Христа быстро сменяется в душе назаретян страшной яростью против Того, Кто посмел поставить их ниже язычников. Последние оказывались в Его представлении лучшими, чем евреи, – этого уже никак не могли стерпеть присутствовавшие в синагоге, и, несмотря на то, что день был субботний, они начали теснить Христа из Синагоги и потом из города. Дорога из города, лежавшего на склонах гор, резко поднималась кверху (на западном краю города), и назаретяне, очевидно, оттесняя Христа на эту дорогу, незаметно сбросили бы Его с утеса, к которому вела эта дорога и около которого был обрыв футов в сорок над лежащей внизу долиной (место это находится над маронитской церковью). Но вдруг Христос остановился и, Своим одним повелительным взглядом заставив расступиться теснивших Его людей, спокойно прошел среди них. Так как Он, очевидно, пошел дорогой в Капернаум, которая ведет прямо от этого утеса, то теснившие Его должны были остановиться: там дальше уже не было возможности как будто нечаянно столкнуть Христа с утеса» [10].

Больной, у которого сыпь покрыла все тело, после объявления его чистым считался здоровым (Лев 13:13). Например, когда Иисус был в Вифании, в доме у Симона прокаженного, вокруг него было много людей, и никто не боялся заразиться, и сам больной не был изолирован (Мф 26:6–13). Возможно, что Симон раньше был исцелен от проказы Самим же Иисусом или у него был незаразный и не опасный для окружающих псориаз, что более вероятно.

Вариант течения то ли проказы, то ли псориаза, описан в притче о богаче и нищем Лазаре, «. который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк 16:20, 21). Интересно, что в древние времена проказу называли болезнью Святого Лазаря. Однако из Евангелия мы знаем о двух Святых Лазарях: друге Христовом, и из притчи о богаче и нищем. Какой же Святой Лазарь имеется в виду? Попробуем разобраться. Нам известно из Священного Писания, что Лазарь Четверодневный, друг Христов из Вифании не болел проказой, и в дальнейшей его жизни на острове Кипре, в качестве епископа Китийского, сведений, указывающих на эту болезнь, мы не нашли. При описании болезни нищего Лазаря, слово проказа, как мы видим, тоже не упоминается, никто его не изолировал от окружающих, а само слово «струпья» больше характерно для вульгарного (обычного) импетиго, эктим (язв) или незаразного псориаза. Поэтому можно предположить, что он не болел проказой. Итак, Лазарь друг Христов и нищий Лазарь проказой не болели. В связи с этим, мы пришли к выводу, что проказу называли болезнью Святого Лазаря потому, что он являлся покровителем прокаженных, однако в разных источниках упоминаются оба Лазаря.

Богач и Лазарь.
(Густав Доре, 1981 год)

Стремление израильтян, во что бы то ни стало избежать проказы, объяснялось тем, что прокаженный на все время болезни считался нечистым в культовом отношении (Лев 13:3) и поэтому изолировался от общества и отстранялся от участия в богослужении. Хроническое заболевание становилось тяжелым несчастьем и испытанием для больного (Иов 2:7–8). Необходимо отметить, что изоляция прокаженного от общества имела не медицинскую, а религиозную причину, считалось, что нечистота передается через прикосновение (Лев 15:4–12). Заболевших не допускали в стан (Лев 13:46; Числ 5:2; 12:14) и они жили за городскими воротами, как четверо прокаженных были вынужденны находиться вне стен Самарии даже во время войны (4 Цар 7:3–10). Прокаженный царь Озия до дня смерти своей жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня (4 Цар 15:5).

Гордость и наказание царя Озии.

Проказа царя Озии
Собрание графства Девоншир, 1635
Харменс ван Рейн Рембрандт

Пораженный проказой священник не мог более есть от святыни (Лев 22:4). При других заболеваниях, даже если они делали священника «негодным» для служения, это не запрещалось (Лев 21:20–22). Прокаженный должен был носить разодранную одежду, ходить с непокрытой головой, быть закрытым «до уст» и при появлении людей кричать: «Нечист! нечист!» (Лев 13:45). Из текста (Лк 17:12) видно, что прокаженные решаются заговорить с Иисусом лишь издали. В некоторых случаях проказа является Божьим наказанием (Числ 12:10; Втор 24:8, 9; 4 Цар 5:27; 2 Пар 26:19–21, 23) или призывается в качестве такового на чью-либо голову (2 Цар 3:29). Излечение от проказы рассматривалось как очищение (4 Цар 5:10, 14; Лк 5:14; Мф 10:8; Мк 1:40–42; Лк 4:27; 7:22; 17:12–19, 14, 17). Исцелившийся должен был показаться священнику и принести особую жертву (Лев 14:1–32; Мк 1:44; Лк 5:14).

В Евангелии от Луки, по нашему мнению, отражена сама суть психологии больного с кожной, либо любой другой патологией, а также указан путь к исцелению: «И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк 17: 12–19).

«Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» (Лк 17:15–16).

Кроме групповой терапии, также описан случай очищения Иисусом и одного прокаженного (Мф 8:2; Мк 1:40; Лк 5: 12), обратившегося к Нему за помощью: «пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить» (Мф 8:2; Мк 1:40; Лк 5: 12). «Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него» (Мф 8:3; Мк 1:42; Лк 5:13).

Наряду с проказой – болезнью людей – подробно рассматривается и «проказа», появляющаяся на одежде и стенах домов (Лев 13:47–59; 14:33–53) и делающая их нечистыми. Вероятно, в данных случаях под проказой подразумеваются пятна плесени, вызванные сыростью.

О силе молитвы праведника перед Господом может служить свидетельством выздоровление царя Иудейского Езекии от смертельного нарыва (4 Цар 20:1, 7; Ис 38:1, 21).

«Обыкновенно видят в этом нарыве Езекии чумный бубон, допуская при этом возможность заражения Езекии от чумы, поразившей ассирийское войско (Кнобель Винер и др.). Конечно, последнее предположение совершенно произвольно: ни о какой чумной эпидемии и инфекции в данное время Библия не говорит; притом при чуме появляется не один нарыв, а множество нарывов на разных частях тела; наконец, и средство, указанное пророком, хотя и употреблялось иногда, напр., арабскими врачами при чумных наростах (прор. с. 364), не может считаться специфическим против чумы. Более вероятно мнение (Беннета, Брунтона, Пясецкого и др.), что это был карбункул (anthrax) и воспаление миндалин, с чем будто бы согласуются указываемые Езекией в молитве (Ис 38:13–14) симптомы болезни (ломота в костях, общая органическая слабость, затрудненный, воркливый и гнусливый голос, сдавливание дыхательных путей); незначительная продолжительность и характер лечения [см. 2, с. 115; 3, с. 68; 11, p. 324; 12, p. 302]. Ho точное определение болезни Езекии, по самой неопределенности термина шхин; в Исх 9:9 слово это означает гнойные нарывы, а в Иов 2:7 – проказу» [9]. Гнойные нарывы для псориаза совершенно не характерны, зато они характерны для проказы. Чума же является высоко контагиозным (заразным) заболеванием, которое обязательно поразило бы окружающих царя людей, но такой информации в Библии нет. Поэтому вероятней всего царь Езекия болел проказой.

Попытаемся понять почему, Всемогущий, Создатель, Всеблагий, Всемилостивый и Прещедрый Господь наш Иисус Христос, который воскрешает даже мертвого Лазаря (Ин 11:11–14; Ин 11:39–44), сына вдовы Наинской (Лк 7:11–17), умершую дочь Иаира (Мф 9:23; Мк 5:38; Лк 8:52), исцеляет десять прокаженных (Лк 17:11–19 ), прокаженного (Мф 8:2–4; Мк 1:40–44; Лк 5:12–14), слепорожденного (Ин 9:1–38), сына царедворца (Ин 4:43–54), расслабленного при овечьей купальне (Ин 5:1–16), сухорукого (12:9–14; Мк 3:1–6; Лк 6:6–11), слугу капернаумского сотника (Мф 8:5–13), расслабленного в Капернауме (Мф 9:1–8; Мк 2:1–12; Лк 5:17–26), бесноватых в стране Гадаринской (Мф 8:28–34; Мк 5:1–20; Лк 8:26–37), бесноватого в Капернауме (Мк 1:21–28; Лк 4:31–37), тещу Петра и множество людей (Мф 8:14–15; Мк 1:30–31; Лк 4:38–39), кровоточивую женщину (Мф 9:20–22; Мк 5:25–29; Лк 8:43–48), слепого в Вифсаиде (Мк 8:22–26), дочь хананеянки (Мф 15:21–28; Мк 7:24–30), бесноватого отрока (Мф 17:14–23; Мк 9:14–32; Лк 9:37–45), иерихонского слепца (Мф 20:30–34; Мк 10:46–52; Лк 18:35–43), глухонемого косноязычного (Мк 7:31–37), через пророка Исаию, говорит Езекии: «пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв; и он выздоровеет» (4 Цар 20:7; Ис 38:21).

Вдумавшись в эти слова, начинаешь понимать, что кроме молитвы к Господу (Ис 38:1, 21), веры и покаяния, Богу угодно, что бы болеющий человек, имея нужду, желающий исцелиться, приложил усилия к выздоровлению. Потому что не нужно просить у Господа то, что человек в состоянии сделать сам или с помощью врача. Поэтому, оптимальными для выздоровления больного являются обстоятельства, когда он с верою, покаянием, с молитвою к Господу, выполняет рекомендации лечащего врача и в результате Господь может его исцелить.

Для наших читателей, самостоятельно желающих рассмотреть упоминания в Библии кожных болезней, приводим список книг, глав и стихов, где отражен этот вопрос.

ВАЖНО! Самые лучшие результаты лечения получены пациентами, получавшими «Духовно ориентированную терапию кожных больных».

1. Иларион (Алфеев), еп. Таинство веры: Введение в православное догматическое богос- ловие. – М.: Эксмо, 2012.

2. Попова Т. Библейские данные о различных болезнях и их врачевании. – Киев, 1904.

3. Пясецкий А. Медицина по Библии и Талмуду. – СПб., 1902.

4. Серафим Слободской, протоиерей. Закон Божий. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009.

5. Терлецкий О. В. Псориаз. Дифференциальная диагностика «псориазоподобных» редких дерматозов. Терапия. – СПб.: ДЕАН, 2007.

6. Терлецкий О. В. Псориаз и другие кожные заболевания. Терапия, диета, рецепты блюд. – СПб.: ДЕАН, 2010.

7. Терлецкий О. В., Григорьев Г. И. Духовно ориентированная терапия. – СПб., 2013.

8. Терлецкий О. В., Разнатовский К. И., Григорьев Г. И. Псориаз. Руководство по диагно- стике и терапии разных форм псориаза и псориатического артрита. – СПб.: ДЕАН, 2014.

9. Толковая Библия под ред. А. П. Лопухина. Ветхий завет. Четвертая книга Царств. URL: http://azbyka.ru/ otechnik/?Lopuhin /tolkovaja_biblija_12=20.

10. Толковая Библия под ред. А. П. Лопухина. Новый Завет. Евангелие от Луки. Том 1. URL: http://azbyka.ru/ otechnik/?Lopuhin/tolkovaja_biblija_53=4.

11. Hastings J. A dictionary of the Bible. Vol. 1–4. – Vol. II. – New York, 1911–1912.

По материалам terletsky.ru