Главная > Болезни ног > сердце с перцем душа с чесноком значение

сердце с перцем душа с чесноком значение

Сердце с перцем душа с чесноком значение

Для показа облака WP-Cumulus необходим Flash Player 9 или выше.

Через изучение пословиц и поговорок к формированию системы ценностей

Ценности родились в истории человечества как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом тяжёлых жизненных испытаний.

Ценности упорядочивают действительность, вносят в её осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале – желаемом, нормативном, придают смысл человеческой жизни. Материальные и духовный ценности, созданные человеческим обществом, характеризуют определённый уровень развития общества.

Американский психолог, Нобелевский лауреат Р.У. Сперри обосновал положение о том, что «мир, в котором мы живём, движим не только бессознательными силами, но также – и в более решающей степени – человеческими ценностями. и что борьба за спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого порядка» [1]. Он обосновал необходимость создания аксиологической науки, исследующей предмет универсальных ценностей, обеспечивающих целостное благополучное существование человека и мира. Более того, он доказал положение о том, что только ценностный подход – создание новых этико-моральных ценностей – способен свести все научные знания к единственной «теории всего» [2].

Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван осознанием довольно низкой культуры в сфере общения. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных человечеством норм нравственности. Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми – всё это человек впитывает в себя с детства, наблюдая, слушая, читая.

Весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы запечатлены в пословицах и поговорках. Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают его характер, симпатии и антипатии, связи с соседними народами.

Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, её восприятия и отражения. Именно этот аспект языкового сознания фиксируется в широко известном высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны, её история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове… Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу – родной язык, остались бессмертными» [3].

На высокую значимость пословиц и поговорок в усвоении детьми родного языка при обучении грамоте указывал Л.Н. Толстой. Из великого множества и разнообразия пословиц и поговорок он отбирал материал для учебников так, чтобы за каждой из них вырисовывалась бы определённая житейская ситуация и вытекающий из неё нравственный смысл, выраженный в образной форме. Эти свойства пословиц и привели Толстого к мысли – использовать их в качестве важнейшего учебного материала. Именно такой материал является ценным в образовательном и воспитательном отношениях.

Русский народ создал огромную изустную литературу – мудрые пословицы и поговорки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа, укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с трудом, природой и почитанием отцов и дедов [подробнее см. 4]. Эти мысли Л.Н. Толстого ярко и точно отражают суть фольклора.

Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения культуры социума в наши дни. Он включает в себя произведения, передающие важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитывается молодёжь. Познание фольклора даёт человеку знание о народе, и, в конечном итоге, о самом себе.

Автор словаря пословиц и поговорок В.И. Даль так определял этот жанр: «Пословица – краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора…». Поговорку же он видел как «окольное выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения, заключения, применения» [см. 5].

Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём имеет народное конечное суждение. Позиция в пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с иронией: «Думай двояко, а делай одинако», «думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно», «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем».

Давнюю историю имеет использование пословиц и поговорок в обучении. Так, в 1844 г. Ф.И. Буслаев в работе «О преподавании отечественного языка» выделял изучение пословиц и поговорок в качестве самостоятельного вопроса. Далеко небесполезное дело – обращение к фольклору современного педагога: пословицы и поговорки представляют собой бесценный учебный материал.

Важным компонентом пословицы является оценка того или иного явления, факта, понятия. Так в книге В.И. Даля «Пословицы русского народа» в разделе «Добро – милость – зло» «добро» определено как «благо, что честно и полезно, всё чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина». Понятие «милость» – это «доброе, человеческое отношение; благодеяние, дар; полное доверие, расположение к кому-нибудь».

Из 275 пословиц, включённых Далем в раздел «Добро – милость – зло», можно выделить три группы пословиц и поговорок. Первая группа пословиц рассматривает значение добра, вторая группа пословиц – антипод добру – зло и его проявления, третья группа пословиц даёт констатированную характеристику положительным и отрицательным сторонам человека и общества.

Пословицы первой группы прямо говорят:

– о значимости добра в жизни людей, например: «Не век жить, а век поминать», «Доброму добрая память», «С добрым жить хорошо. В добре хорошо жить», «Ласково слово – что весенний день», «Милость и на суде хвалится. Красна милость и в правде», «Милость подпора правосудию»;

– ассоциируют зло с возмездием, говорят о том, что малое зло способно свести на нет большое добро, всепрощение должно стать девизом в жизни каждого человека, например: «Добрым делом не кори», «На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся», «На ласковое слово, не сдавайся, на противное не осержайся», «Он мухи не убьёт. Он и во сне комара не убьёт», «Наш Андрей никому не злодей», «Зла за зло не воздавай», «Кто гнев свой одолевает, крепок бывает», «Господин гневу своему – господин всему»;

– декламируют добро как потребность человека, о добрых, милосердных людях говорят как о «луче света в тёмном царстве», например: «Сам с воробья, а сердце с кошку», «С доброхотом всякому в охоту», «На свете не без добрых людей», «Добрый скорее дело сделает, чем сердитый», «И у курицы сердце есть».

Пословицы второй группы

– констатируют факт присутствия зла, гнева по отношению друг к другу в жизни, желание обидеть, отомстить, досадить, например: «Гневайся да не согрешай», «Гневаться – дело человеческое, а злопомнить – диавольское», «Гнев – человеческое, а злопамятство – диавольское», «Подпустить кому кузьку (досадить)», «Подсыпать кому перцу. Запустить кому шпильку», «Это невестке на отместку», «Я им заварил ушицу (или: кашицу), пусть расхлёбывают», «Сжить кого со свету. Согнать с бела света»;

– характеризуют «дурных», злых людей, например: «Как на лес взглянет, так и лес вянет», «Не надо беса, коли ты здеся», «От чёрта крестом, от свиньи пестом, а от лихого человека – ничем», «У злой Натальи все люди канальи», «Сердце с перцем, душа с чесноком», «Сера, что свинья, а зла, что змея», «Ты ему слово, а он тебе десять», «Немилостивому мил не будешь».

Однако пословицы неизменно отмечают высокую себестоимость добрых поступков, например: «Доброму бог помогает. Доброму бог на помочь», «Делать добро спеши (или: поспешай)», «Доброе дело и в воде не тает (или: не тонет)», «Доброе дело крепко (или: споро)», «Доброе дело на век (или: на два века, на этот и на тот)», «Лихо помнится, а добро век не забудется», «Болезному (или: Несчастному, т. е. наказанному преступнику) милость творить – с господом богом говорить».

Третья группа пословиц констатирует грешную природу человека, говорит о том, что в разных ситуациях человек поступает по-разному, например: «Не всяк злодей, кто часом лих», «Где гнев, там и милость», «Горьким быть – расплюют, сладким – проглотнут», «Горького проклянут, а сладкого проглотят», «Не всё таской, ино и лаской», «Не всё по затылку, ино и по головке».

Большая группа пословиц говорит о том, как тяжела жизнь, оправдывая недостатки людей, снисходительно говоря об их слабостях, например: «Это слабость его. Это его слабая струна (или: сторона)», «Он на эту ногу немножко храмлет (или: прихрамывает)», «Видно не той ногой (или: невпопад) порог переступил», «Левой ногой с постели ступил», «Бог ему (или: тебе) судья. Господь с тобой», «Бог простит, только вперёд не каверзи», «Сердитого невзлюбили, а милостивого с кругу сбили»; говорит о том, что о человеке нужно судить по его делам, поступкам, например: «Доброму делу не кайся. Сделав добро, не кайся (не попрекай)», «Кому надо собаку ударить, тот и палку сыщет», «Гнева не пугайся, на ласку не кидайся», «Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе», «С живого кожу дерёт. Дерёт с живого и с мёртвого».

В пословицах отразились представления о моральных качествах человека, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель, и его надо прививать, ему необходимо учить, так как причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Добродетель есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет тот, кто знает, как именно надо поступать. Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться быть добрым, понимающим, милосердным.

Таким образом, встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого человека задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в поколение.

В нашей речи активно функционируют слова «дружба», «друг» и их антонимы – «вражда», «недруг», «враг». В сборнике В.И. Даля дружба рассматривается в разделе «Друг – недруг» (215 пословиц).

В национальном сознании понятие «друг» обладает абсолютной ценностью, в пословицах «друг» соотнесён с положительно маркированным оценочным предикатом: «Без друга сирота; с другом – семьянин», «Доброе братство милее богатства», «Друг денег дороже. Друга на деньги не купишь» и др.

Пословицы, связанные с понятием «дружба»:

– прямо говорят о его значимости для народного сознания, например: «Что есть вместе, чего нет, пополам», «Одному и пьяно, да не мило; с другом и хмельно, да умно», «Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги», «Доброе братство милее богатства», «В недруге стрела, что во пне, а в друге, что во мне», «Не дорог подарок, дорога любовь», «Не дорога гостьба, дорога дружба», «Шуту в дружбе не верят. В дружбе правда», «Свой своего знает (видит) издалека», «Для милого дружка и серёжку из ушка», «Был я у друга, пил я воду слаще мёду»;

– декламируют торжество дружбы, например: «Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает», «У друга пить воду лучше неприятельского мёду», «Старый друг лучше новых двух», «Своих друзей наживай, а отцовских не теряй! Не изведан – друг; а изведан – два», «Новых друзей наживай, а старых не утрачивай», «Собака собаку знает (или: не ест)», «Такие друзья, что схватятся, так колом не разворотишь»;

– определяет дружбу как жизненно важную потребность человека, например: «Пота дружба, пока нужна. Нужда сдружает», «Кто кому надобен, тот тому и памятен», «Есть брага да пирожки, так есть и други (и дружки)», «Поп попа, дурак дурака и знают», «Барану пара – овца. Флор Флорихе набитый брат», «В дороге и отец сыну товарищ», «Свои люди сочтёмся. Что за счёты между друзьями?», «У нас с тобой и лён не делён (всё вместе)», «Мы с тобой, как рыба с водой», «Вяжись лычок с лычком, ремешок с ремешком», «Клин плотнику товарищ (брат)», «Либо друг, либо недруг. Скажись другом либо недругом», «С другом дружись, а как недруга берегись».

Плохо, когда отсутствует настоящая дружба («Друг и брат великое дело: не скоро добудешь»).

Пословицы констатируют и грешную природу человека, не позволяющую ему всегда и со всеми жить в дружбе, например: «Много друзей, коли денежки есть», «Пеший конному не товарищ. Иноходец в пути не товарищ», «Сапог лаптю не брат (не дружка, не чета, не ровня)», «Глупый умного, а пьяница трезвого не любят».

В обучении педагогу важно убедить молодх людей, что человеческая дружба выражается, прежде всего, в делах, например: «Изведан друг, коль соли вместе съевши», «Друга узнать – вместе пуд (куль) соли съесть», «Коня в рати узнаешь, а друга в беде», «Друг познаётся на рати да при беде» и др.

Пословицы призывают человека жить в дружбе, например: «Другу не дружи (не потворствуй), недругу не груби», «Два горя вместе, третье пополам», «Не держи сто рублей, держи сто друзей», «Друга держать не убыточно», «С пьяным не бранись (не дерись), с богатым не тянись» и др.

Изучение пословиц и поговорок, например, в курсе «Русский язык и культура речи» позволит обучающимся иначе взглянуть на своё окружение.

Ведь не секрет, что некоторые люди считают, что счастье – это богатство, деньги. Но…

Настоящее счастье за деньги не купишь, как и настоящую дружбу.

Ошибаются и те, кто считает, что всё счастье в славе. Но…

Добрая слава действительно радует человека, а от худой славы он не знает, как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для друзей, для всех своих близких и родных, радуется каждому приятному событию, происходящему в жизни окружающих его людей.

Рассматривая раздел «Родина – чужбина» в книге В.И. Даля «Пословицы русского народа», заметим, что слово «Родина» определяется как «место возникновения, происхождения чего-либо; страна, в которой родился человек и гражданином которой он считается». У В.И. Даля сюда же входят понятия «город», «деревня». Синоним слова «Родина» – отечество. Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине – патриот.

В национальном сознании понятие «Родина» обладает абсолютной ценностью, в пословицах «Родина» соотнесена с положительно маркированным оценочным предикатом: «Без корня и полынь не растёт», «И конь на свою сторону рвётся, а собака отгрызёт да уйдёт», «Своя земля и в горсти мила. Своя земля – свой прах» и др.

Из 130 пословиц, включённых В.И. Далем в раздел «Родина – чужбина», многие

– характеризуют значимость Родины для человека («Глупа та птица, которой гнездо своё не мило», «На родной стороне и камешек знаком», «Степного коня на конюшне не удержишь», «И конь на свою сторону рвётся, а собака отгрызётся да уйдёт», «Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет»);

– определяют «Родину» как важную часть жизни каждого человека («За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё», «Кукушка кукует, по бездолью горюет», «Всякая сосна своему бору шумит (своему лесу весть подаёт)», «Далеко сосна стоит, а своему лесу веет (шумит, говорит)», «Где кто родился, там и пригодится», «Что где родится, то там и годится. Что где рожается, то там и пригождается», «Город – царство, а деревня – рай. Москва – царство, а наша деревня – рай»);

– говорят о том, что «всякому мила своя сторона» («Мила та сторона (не забудешь ту сторону), где пупок резан (т. е. родина)», «За морем теплее, а у нас светлее (веселее)», «Всякому мила своя сторона. Любит и нищий своё хламовище», «Всяк кулик своё болото хвалит», «Свой быт милее», «Дон, Дон, а лучше дом. Хорош Париж, а живёт и Курмыш», «Своя сторонушка и собаке мила. И собака свою сторону знает», «На чужой стороне и весна не красна. Наша весна красным красна», «В чужом месте, что в лесу. Чужая сторона дремуч бор», «На чужой стороне и сокола зовут вороною», «Сторонушка и не дальняя, да печальная», «Чужая сторона – мачеха. Чужбина не по шерсти гладит», «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив».

Ряд пословиц свидетельствует, как тяжело жить на чужбине («Скучно Афонюшке на чужой сторонушке», «На чужбинке, словно в домовинке (и одиноко и немо)», «Горе в чужой земле безъязыкому», «На чужбинке – и то божий дар (всё божий дар)», «Жил-был молодец; в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел – заплакал», «Научит горюна чужая сторона (и вымучит и выучит)», «На чужбине и собака тоскует. Чужбина слезам не верит».

В течение всей жизни пословицы и поговорки помогают человеку жить, работать, отдыхать, помогают принимать решения, а также бороться с врагами.

По своей специфике фольклор является самой демократичной формой искусства, и при любых обстоятельствах – мир ли на земле или война, счастье или горе, фольклор остаётся устойчивым, а также активным.

Таким образом, пословицы и поговорки, являясь «авторитетными» текстами, определяют духовные и мировоззренческие ценности общества и личности.

Работа с пословицами и поговорками обогащает человека не только знаниями, но и духовно приобщает, единит с национальными корнями, мыслями наших предков, с народной жизнью.

Изучение пословиц и поговорок, формируя у молодого человека систему ценностей, должно являться неотъемлемой частью занятий в учебных заведениях по культуролого-краеведческим и историко-литературным дисциплинам.

1. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры / Г.П. Выжлецов. – Изд-во СПбГУ, 1996. – С.74.

2. Термин «аксиология» вошёл в научный оборот в начале ХХ в. Авторство принадлежит П. Лапи и Э. Гартману, которые обозначили им новый и ставший самостоятельным раздел философии, занимающийся ценностной проблематикой. В России вплоть до начала 1960-х годов аксиология находилась под официальным запретом как буржуазная «лженаука»; только в 1960 г. после выхода монографии В.П. Тугаринова «О ценностях жизни и культуры» было положено начало разработке основных аксиологических понятий.

3. Ушинский, К.Д. Собр. соч. / К.Д. Ушинский. – Т.6. – С.296.

4. Фоменко, Н.Ф. Уроки нравственности «Азбуки» Л.Н. Толстого / Н.Ф. Фоменко // Начальная школа. – М., 1993. – № 3. – С.17.

5. Аникин, В.П. К мудрости ступенька / В.П. Аникин. – М.: Дет. лит-ра, 1988. – С.18-20.

Тамбовский филиал Московского Государственного Университета Культуры и Искусств
Публикации (RSS) и Комментарии (RSS)

Авторские права на информацию и произведения, имеющие конкретных правообладателей, сохраняются за последними. Если правообладатель против их размещения на этом сайте, они будут удалены по первому требованию.

Источник: tfmguki.ru

Сердце с перцем душа с чесноком значение

Упражнения и задания по теме развития и утончения сердца

1. Подберите ЭПИТЕТЫ к слову «Сердце» (примеры из словаря эпитетов см. на стр. 30) и поясните, что они означают, а также АНТОНИМЫ к каждому из качеств сердечности, упомянутых в данном пособии (пример антонимов: отзывчивость – равнодушие; жестокость – доброта, человечность, гуманность, милосердие.

2. Продолжите список пословиц по теме «Сердце», и поясните их: Сердце матери лучше солнца греет./Сердце сердцу весть подает./ Сердце не камень – тает./ Сердцу не прикажешь./ Сердце соколье, а смелость воронья./ Сердце с перцем, душа с чесноком./ Сердце яро, место мало, расходиться негде./ Язык держи, а сердце в кулак сожми./ Душа не стерпит, так сердце возьмет./ Словами мать ругает, но сердцем – благословляет./ Голова должна слушать сердце, а сердце – голову./ Что из сердца выходит, то до сердца доходит;

также дополните пословицы по теме «Добро»: Не устоять худу против добра./ Доброму бог помогает./ От лихого не услышишь доброго слова./ С добрым жить хорошо./ Делать добро спеши./ Добро худо переможет./ Добрый скорее дело сделает, чем сердитый./ Доброе дело на век (или – на два века: на этот и на тот)./ Доброе дело крепко.

3. Определите литературных героев по наличию у них КАЧЕСТВ СЕРДЕЧНОСТИ. Можно ли назвать «добряка» Обломова сердечным человеком? Что значат слова в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта»: «Пустое сердце бьется ровно»?

4 . Полезным упражнением для развития сердца может послужить прочтение и обдумывание рассказов и легенд Н.С. ЛЕСКОВА – таких как: «Христос в гостях у мужика», «Маланья – голова баранья», «Дурачок», «Неразменный рубль».

5. Работа с текстом обращения к молодежи «ТРИ КЛЮЧА» Елены Ивановны Рерих также может стать хорошим упражнением для духовного развития, если после прочтения этого произведения выписать и сформулировать качества личности, о которых говорится в нем.

6. На основе изучения литературного опыта – поэтических произведений – с целью формирования культуры восприятия, можно составить СЛОВАРЬ ОБРАЗОВ к таким темам, как сердце, дух, душа, женщина и т.п.

Пример: Сердце, как свиток («…в нем скрыты наших чувств черты» – Г. Державин, «Что сердце? Свиток чудотворный, где страсть и горе сочтены…» – А. Блок). Сердце, как весы («Тихо пришли в равновесье зыбкого сердца часы…» В. Брюсов).

Сердце, как пространство, сосуд, строение, светильник, свет, огонь и т.п. – см. Словарь поэтических образов. В 2-х т. – автор Н.В. Павлович.

7. «Какая душа, такая и ПЕСНЯ» – что можно сказать по поводу этой поговорки? Вспомните песни, где упоминается сердце.

8. Соберите сведения о всех девяти Музах. Обдумайте значение каждой из них для нашего времени.

О СЕРДЦЕ. Словарь эпитетов

1. О душевных качествах, характере человека; о человеке как носителе каких-либо свойств, черт характера. О способности сильно, горячо чувствовать, любить; о добром, мужественном, прямодушном характере человека. Ангельское, бескорыстное, беспокойное, бесстрашное, благое (устар.), благородное, большое, бурное (устар. поэт.), великодушное, великое, верное, вещее, впечатлительное, высокое, глубокое, горячее, гуманное, девственное, доб рое, доверчивое, емкое, жадное, жаркое, женское, живое, знойное, золотое, кроткое, ласковое, львиное, любвеобильное, любящее, маетное (разг.), многолюбивое, молодецкое (нар.-поэт. и разг.), молодое, мудрое, мужественное, мягкое, мятежное (устар. поэт.), надежное, невинное, нежное, неистовое, ненасытное, неподкупное, непорочное, неугомонное, обширное, огненное, огромное, орлиное, отважное, отзывчивое, открытое, памятливое, пламенное, податливое, порывистое, правдивое, праведное, преданное, простое, прямое, пылкое, ретивое (нар.-поэт.), свежее, своевольное, святое, смелое, страстное, теплое, томное, трепетное, удалое, хорошее, храброе, целомудренное, человеческое, честное, чистое, чувствительное, чудное, чуткое, шелковое (разг.), щедрое, юное.

О неспособности сильно, горячо чувствовать, любить; о равнодушном, жестком характере . Глухое, окаменелое, сонное, черствое, эгоистичное.

* Вымороженное, женоненавистническое, заскорузлое, мглистое, молчаливое, непутевое, обожженное, ожиревшее, окоченелое, рабье, седое.

2 . О состоянии, настроении, переживаниях. Бедное, безотрадное, беспечное, бессонное, взволнованное, веселое, воскресшее, встревоженное, гневное, горемычное, замирающее, замученное, изнеможенное, истерзанное, истомленное, легкое, многострадальное, наболевшее, надорванное, неспокойное, несчастное, ноющее, обездоленное, ожившее, опустошенное, очарованное, победное (нар.-поэт.), радостное, разбитое, сокрушенное, спокойное, стесненное, страждущее, счастливое, тяжелое, убитое, угнетенное, унылое, усталое.

Источник: day-of-culture.narod.ru

Исследовательский проект «Энциклопедия слова Рубцова»

«Душа ведет» (слово «душа» в творчестве Н. Рубцова)

МБОУ « Нижнеенангская СШ» Исследовательский проект «Энциклопедия слова Рубцова» « Душа ведет» (слово «душа» в творчестве Н. Рубцова) Автор работы: Колосова Наталия, учащаяся 5 кл .

Объект исследования : тема души, ее ценностное значение в творчестве поэта. Предмет исследования : слово «душа» как средство понимания лирики Н. Рубцова. Задачи: 1 . Раскрыть понятие определенного слова в творчестве поэта. 2 . Проанализировать частоту употребления автором слова (создать частотный словарь). 3. Изучить роль слова в лирике. 3. Определить значение использования слова в творчестве. В исследовательской работе использованы методы: теоретического уровня: — изучение и обобщение значения слова «душа» в творчестве поэта; — анализ использования слова «душа» в русской литературе, фольклоре, лирике Н. Рубцова. практического уровня: — анкетирование; — интервьюирование; — опрос.

Этимология слова «ДУША» душа — укр . душа, ст.-слав. доуша , ( Супр .), болг . душа, сербохорв . душа, словен . dusa , чеш . duse , слвц . dusa , польск. dusza , в.-луж., н.-луж. dusa . Из * duxia ; см. дух. Знач. душа «крепостной человек» калькирует ср.-греч. , ср. «рабы», буквально «души людские», Апокалипсис (см. Бауэр , Wb .); см. Ягич , AfslPh 1, 631 и сл.; Фасмер , ИОРЯС 11, 2, 392; Бернекер 1, 239. Аналогично в других языках; см. Фальк – Торп 974. О лтш . dusa » физическое и душевное самочувствие» ср. М. – Э. 1, 530.

Значение слова душа в словарях: Что такое душа? Энциклопедический словарь Определение термина душа? Словарь Даля Толкование слова душа? Словарь Ожегова Что означает слово душа? Словарь символов Что означает термин душа? Исторический словарь Что такое душа? Философский словарь Определение термина душа? Энциклопедия Брокгауза и Ефрона Толкование слова душа? Этимологический словарь Фасмера Что означает слово душа? Словарь эпитетов

Душа — понятие , выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. учение о переселении душ — метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа — активное целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека — созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции ( монопсихизм ). Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека . БЭС Крупнейший сборник онлайн-словарей onlinedics.ru Значение и толкование слова dusha , определение термина 1 ) Душа — -чаще всего означает жизнь, свойства живого создания, как животного, так и человека (см. кровь), но иногда по отношению к человеку означает свойства его бессмерт­ного духа, который нельзя убить (Мф 10.28). Иногда этим словом обозначается свойство характера и состояние духа ( Деян 4.32) или просто личность, человек ( Иез 27.13; Деян 2.41; От 18.13). (См. че­ловек) 2) Душа — — евр. нефеш . Душа. Это слово встречается в различных значениях, которые важно отличать друг от друга. 1)Словом душа обозначается физическая жизнь с природными чувствами и побуждениями;

Душа [ жен. род ] бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; в общем знач. человек, с духом и телом; в более тесном: человек без плоти, бестелесный, по смерти своей; в смыслы же теснейшем: жизненное существо человека, воображаемое отдельно, от тела и от духа, и в этом смысле говорится, что и у животных есть душа. Говоря душа, в знач. человека, разумеют иногда людей обоего пола, либо только мужеского, душу ревизскую, что собственно означает человека податного состояния. Душа также душевные и ду ховные качества человека, совесть, внутреннее чувство и пр. Душа есть бесплотное тело духа: в этом знач. дух выше души. Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля Душа -и, вин. душу, мн. души, душ, душам, [ жен. род ] 1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Толковый словарь русского языка С. Ожегова Душа души, вин. душу, мн. души, душам [ жен. род ] 1. В религиозных и идеалистических представлениях — нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека . Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова Душа [ жен. род ] 1) а) Нематериальная — по идеалистическим представлениям — субстанция, противопоставляемая телу. б) Бессмертное — по религиозным представлениям — начало в человеке, составляющее сущность его жизни и связывающее его с Бо гомеровский 2) а) Внутренний мир человека. б) Психические переживания как основа его жизни. 3) а) Совокупность склонностей и черт, присущих определенному лицу. б) Человек как носитель каких-л. склонностей и черт. 4) а) перен. Главное лицо где-л.; организатор, вдохновитель. б) Общий любимец в коллективе. 5) перен. Сущность, основа чего-л. 6) разговорный Человек единица счета. 7) Употр. как ласково-фамильярное обращение к кому-л. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка

Пословицы и поговорки о ДУШЕ Душа прохладу любит, а плоть — пар. Душа душу знает. Душа с душой беседует. Душа душу знает, а сердце сердцу весть подает. Душа не сосед: пить-есть просит. Душа на прохладу, а плоть в баню (т. е. просятся). Душа моя масленица (говорит семик), перепелиные твои косточки, бумажное твое тело, сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты же моя перепелочка . Душа всему мера. Душа меру знает. Душа всего дороже. Душа — заветное дело. Душа в пятки ушла . Душа душу и знает. Душа не стерпит, так сердце возьмет. Возьмет сердце, как душа не стерпит Душа Божья, тело государево, а спина барская. Где питко да едко, туда душа горит. Всякая душа празднику рада. В чужую душу не влезешь. Без поры душа не выйдет. Кто вложил душу, тот и вынет. Этот человек до дна маслян (хорош). Знаменитые пословицы о душе: Чужая душа — темный лес. Чужая душа — потемки. Чего душа желала, то Бог и дал. У старого до смерти душа не вынута, а у молодого не запечатана. Скупому душа дешевле гроша. Сердце с перцем, душа с чесноком. Невинная душа не причастна греху. Не тужи по голове: душа есть. Сердце душу бережет и душу мутит. Сердце — вещун, а душа — мера. Сердце — пестун, душа — дядька. С совестью не разминуться. Душа не сосед — не обойдешь. С милым во любви жить хорошо. Живут душа в душу. Разве моя душа лишняя на свете?

Морфология слова «душа» Существительное мужского рода, единственного числа, родительного падежа, неодушевленное Существительное женского рода, единственного числа, именительного падежа, неодушевленное Деепричастие настоящего времени, несовершенного вида, непереходный, действительный Словоупотребление «душа» Частота употребления слова «душа» составляет 56 456 раз на ≈ 300 млн. слов. Н. Рубцов в одной из своих рецензий отмечал: » Все темы души — это вечные темы, и они никогда не стареют, вечно свежи и обще интересны». Значения слова «ДУША» в художественном мире Рубцова во взаимосвязанности с миром . Частота употребления слова «душа » в лирике Н. Рубцова:

Источник: nsportal.ru